В традиционной крестьянской культуре семейному жилищу придавалось большое значение. Сооружение жилого дома, превращенное сегодня в четко отлаженный механизм, для наших предков было наполнено глубочайшим сакральным смыслом.

В данной работе будет рассмотрена техника строительства крестьянского дома в начале XX века в Волоконовском крае на примере села Фощеватово - одного из старейших сел района. Чтобы лучше понять местные народные традиции, особенности уклада жизни фощеватовцев, важно познакомиться с историей села.

Во времена татарского ига земли в верхнем течении Дона и его притоков были покинуты русскими людьми. Степные районы черноземной полосы опустели, превратились в "дикое поле". "Опасаясь вражеских нападений, русские люди избегали селиться в открытых степных и лесостепных землях. Поэтому вероятнее всего, что со времен нашествия Батыя до середины XVII столетия в той местности, где расположено Фощеватово, не возникало русских поселений"1. Массовое  освоение южных территорий Московской Руси началось в годы возведения Белгородской и Изюмской  оборонительных черт. "Неподалеку от сторожевого г. Палатова и отстроилась, по-видимому, слобода Фощеватово, упоминавшаяся уже в некоторых документах конца XVII столетия"2.

Город Палатов, от которой отделилась слобода Фощеватово, был построен в 1671 году. По сведениям палатовского историка-краеведа А.Ф. Плотникова, Палатов строили казаки из Острогожска (украинцы по происхождению)3. Возможно, то обстоятельство, что украинцы  частично влились в русский состав местного населения, объясняет присутствие украинизмов в местной речи. Украинское воздействие сказалось и на особенностях содержания и формы некоторых местных песен, обрядов.

Стоит отметить, что село Фощеватово знаменито среди фольклористов тем, что в нем впервые было зафиксировано совершенно новое явление в истории русской музыкальной устной традиции - двуххорное пение каноном. Их уникальное пение занесено в фонд нематериальной культуры РФ.

Значительно больше легенд сохранилось в Фощеватово об истории села, связанном с созданием петровского флота. Строительство парусных кораблей было необходимо России для борьбы с турками. Оно велось на реках Донского бассейна  1696 по 1711 год. Когда по берегам реки Воронеж корабельный лес был вырублен, решено было использовать леса между рекой Тихой Сосной и Осколом. Это как раз то место, где в наши дни разместились села Фощеватовского сельского поселения: Старопузино, Новопузино, Подлес, Новосильское, Фощеватово.

Предания связывают возникновение самих названий некоторых из этих сел с обстоятельствами корабельного строительства: по словам местных старожилов, названия Новопузино и Старопузино происходят  от названия передней части корабля - "пузо". Хотя исторически это не вполне достоверно: "деревня Старопузино, по свидетельству историка В. Загоровского, существовала до петровских времен"4.

Таким образом, опираясь на факты истории и обращая внимание на материалы преданий и песенного фольклора, можно предположить, что истоки народной культуры села Фощеватово восходят к творчеству ратных людей южнорусского пограничья и строителей петровского флота.

Местная культура развивалась обособленно, не подвергаясь заметным внешним воздействиям. Основная причина заключалась в специфике местного землевладения. Фощеватовцы никогда не были  в крепостной зависимости. Ратные люди южнорусского пограничья и их потомки владели  землей  на правах собственников. Земля не подлежала переделу по едокам, поскольку была пожалована царем в постоянное пользование. Поэтому новых людей, пришедших со стороны, в местную общину не принимали.

После свадьбы жених получал долю отцовой земли, невеста - материнской. Поэтому сватов крестьяне обычно посылали к близким соседям, обязательно принадлежащим к их сословию, чтобы непременно получить землю в приданное и чтобы надел по возможности находился неподалеку - так им легче распорядиться. Возможно позже это переросло в традицию строить дома рядом со своими родственниками.

К началу XX века селяне возводили дома, опираясь на опыт своих предков. Дома строили деревянные, обмазанные глиной с соломенной крышей. Дома были небольшие, одноэтажные с 2-3 окнами, простой планировки. От холодных сеней слева располагался чулан для хранения продуктов, а прямо шла прихожая, через которую можно было попасть в парадную комнату "зал" и кухню. Кухня соединялась перегородкой с "комнатью",  в которой стояла лежанка и "примост" - деревянная кровать (в пол забивали пеньки и укладывали на них доски), здесь хозяева спали. Отапливали дом печкой. Позже рядом с домом стали возводить "времянки" - однокомнатное строение с печкой для хозяйственных нужд. Там готовили, когда было холодно,  держали маленьких ягнят, телят  и т.п.

Дерево для строительства брали в ближайших лесах, однако получить его было проблематично. Бедные семьи возводили "саманные хатки", когда стены дома строили не из бревен, а досок, между которых засыпалась глина, перемешенная с соломой.

О традициях строительства помнят еще старожилы села, среди них Стародубцева Прасковья Трофимовна, 1930 года рождения.  С ее слов были записаны все этапы строительства крестьянского дома. Место для строительства выбирали ровное, сухое. Существовала традиция, согласно которой на выбранное место оправляли пастись корову, там где она легла, там и быть дому. Сначала в землю забивали "стояны" - бревна, сверху них обтесанные дубки, это фундамент дома. Потом из бревен возводили стены дома, дальше клали "матицу" - потолочное бревно, являющееся перекрытием и основой для крыши. От "матицы" крепили "сволочки" на расстоянии 30-40 см - бревна в диаметре 10-20 см, затем укладывали хворост и "наваливали потолок" из глины, перемешанной с соломой. После начинали возводить крышу. Были в селе "крыльщики", которых звали ставить крышу. Для этого брали "кроклы"  (из бревен по 15 см в диаметре делали треугольники), на каждую крышу нужно было сделать 4-5 шт. "крокл", потом их связывали между собой, а нижний край закрепляли за стены дома, чтоб каркас крыши не развалился. Сверху прибивали прутья из орешника или небольших по размеру бревен, затем укрывали вязаными снопами из соломы. Укладывали снопы по периметру крыши в несколько рядов. Затем граблями ровняли снопы, обдирая выбившиеся пучки, после этого крыша становилась гладкая, края крыши подрезали, чтоб они были ровные, затем густо разводили мел с водой и поливали снопы, чтоб солома присела и ее не растрепал ветер.

Стены дома оббивали "дранкой" (деревянные палочки) и обмазывали глиной с соломой. Стародубцева П. Т. вспоминает: "Как мазать хату, брали глину с монеткой и лепили в святой угол, чтоб семье жилось весело и все были здоровы"5. Только что построенную хату нужно было за один день обмазать глиной, для этого собирали соседей, родственников, знакомых. Звали по домам: "Мазать приходи". "В конце дня за усердную работу хозяин устраивал своим помощникам хорошее угощение. И это - тоже добрый повод, чтобы попеть вволю большим хором, разместившимся за длинным столами под открытым небом"6. Затем, когда глина подсыхала, стены и поток начинали ровнять, смешивали влажную глину с песком и разглаживали доской, ладонями рук. Заключительным этапом становилась меловая побелка. Белили щетками из травы, которые предварительно запаривали кипятком.

Пол в доме тоже был глиняный. Стародубцева П. Т. рассказывает: "Месили глину с соломой. Утаптывали. Сверху мазали коровяком, для цвета пола. Особенно красиво, когда коровяк зеленого цвета. Сверху присыпали песочком. Низ стены украшали полоской красной глины"7.

Вокруг дома делали "завалинку": немного отступали от дома, забивали в землю колья и засыпали землей, плотно утрамбовывая. "Завалинка" защищала дом от холода. Крестьянские дома были теплые и сухие.

Строительство дома - большое событие для крестьянской семьи, ведь дом, сооруженный руками хозяина или его родителей, воплощает идею единства и ценности семьи, имеющей свое прошлое, настоящее и будущее.

Литература:

  1. Щуров В. М. Песельники из села Фощеватово. - М.: "Советский композитор", 1989. - С. 7
  2. Там же. - С. 8.
  3. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. - М., 1987. - С. 30,33,37
  4. Щуров В. М. Песельники из села Фощеватово. - М.: "Советский композитор", 1989. - С. 10
  5. Записано со слов жительницы с.Фощеватово Волоконовского района Стародубцевой П. Т..
  6. Щуров В. М. Песельники из села Фощеватово. - М.: "Советский композитор", 1989. - С. 17
  7. Записано со слов жительницы с.Фощеватово Волоконовского района Стародубцевой П. Т..
Сайт использует cookie-файлы, переданные Вашим браузером, для успешного функционирования. Продолжая использовать сайт музея, Вы даете согласие на обработку cookie-файлов. Подробнее Ok