Школа... Родная школа... Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других - их детство и годы взросления, для третьих - второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой — своя неповторимая история, свое особое лицо. Есть она и у бывшей Волоконовской средней общеобразовательной школы № 2 им. Г. Б. Лобанова. О ней и пойдет речь в данной статье.
В 1912 г. жители сл. Волоконовки Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне п. Волоконовка Волоконовского района Белгородской области - М. Л.) на волостном сходе решили обратиться к депутату Государственной Думы Российской империи Е.П. Ковалевскому с просьбой оказать им помощь в открытии высшего начального училища [1; Л. 2]. Отсюда следует, что строительство высшего начального училища была организована по инициативе и при финансовом участии общественности. Причем, общественность и местная власть испытывали
значительные бюрократические трудности при учреждении нового учебного заведения, что и послужило поводом обратиться к Е.П. Ковалевскому.
Евграф Петрович Ковалевский (30.12.1865 - 14.03.1941) - потомственный дворянин Воронежской губернии, действительный статский советник, депутат III—IV Государственной думы Российской империи, владелец имения в с. Ютановка Волоконовского района. Окончил юридический факультет Московского университета (1889), где был оставлен преподавателем на кафедре государственного права. Служил в правительствующем Сенате, затем чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Член Ученого комитета Министерства народного просвещения, автор законопроекта о введении всеобщего школьного образования, председатель постоянной комиссии по народным чтениям.
Организовал в Бирюченском уезде 3 образцовые школы: земскую с учительским классом и ремесленную в с. Ютановка, а также Высшее начальное училище в сл. Волоконовке. Автор работ по проблемам начального, среднего и профессионального образования. В учительской среде Ковалевского называли «главным комиссаром по народному образованию» [2; С. 195].
Умер во Франци, похоронен в г. Милоне.
Следует также отметить, что ускорению строительства высшего начального училища также способствовало событие государственной важности - 300-летия династии Романовых.
Сбором средств на строительство школы ведало земство. В основном это были пожертвования местных крестьян, купцов и промышленников. Здание училища было решено строить из кирпича местного производства. Глину и песок для стройки добывали практически рядом. Строительство здания начали в 1913 г. и завершили в 1915 г. Попечителем училища стал действительный статский советник Е.П. Ковалевский, инспектором и законоучителем М.П. Абрамов, учителями В.О. Ткаченко, М.Д. Коломыйцев и А.Ф. Шрамкова [3; С. 87].
Свой первый выпуск училище сделало в 1917 г. Среди выпускников, в основном, были дети местных купцов, в том числе и сын волоконовского предпринимателя Кондратенко - основателя бывшего «Ремонтномеханического завода» и «Промкомбината».
После революции 1917 г. училище не потеряло свой статус учебного заведения, хотя он и видоизменился. Уже в 1918 г. школа была преобразована в единую трудовую 7-летнюю школу 2-ой ступени. Классные комнаты заполняли дети рабочих и крестьян, застенчивые и робкие, бедно одетые, но с большой жаждой к знаниям.
Первым директором после революционных событий 1917 г. назначили энтузиаста педагогического дела Георгия Ефимовича Крутько.
В этой должности он проработал с 1918 по 1937 г.
В 1927 г. СНК РСФСР принял постановление «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР». За отказ обучать детей в школах I-й ступени родители привлекались к административной ответственности [4; С.32]. Для выполнения этой задачи нужны были учительские кадры. В школе создали классы с педагогическим уклоном, по окончании которых выпускники направлялись на работу учителями начальных классов. И десятки выпускников начали свой нелёгкий, но благородный труд по обучению и воспитанию деревенских ребятишек в селах и хуторах Волоконовского района.
В 1929 г. состоялся первый выпуск «красных учителей». В том же году курсы учителей при Волоконовской школе преобразовали в педагогическое училище, которое стало готовить учителей начальных классов. Директором школы и училища назначен Г.Е. Крутько [5; С. 5].
Учащиеся старших классов и студенты педагогического училища прерывали занятия, выезжали в села и хутора Волоконовского района и в течение трех месяцев учили неграмотных крестьян читать, писать, считать. Нужно было видеть просветленные, удивленные лица селян, научившихся читать, когда им вручали удостоверения, свидетельствующие, о том, что предъявители их обучились грамоте. Вручались удостоверения обычно в торжественной обстановке, под звуки духового оркестра, душой и организатором которого стал Т.Д. Ялынич. Духовой и струнный оркестр были непременными участниками школьных торжеств.
Интересной была жизнь в школе. Всю внеклассную работу возглавляла комсомольская организация, которая организовала агитбригаду «Синеблузники». Посланники школы и педагогического училища не только обучали население грамоте, но и проводили политические беседы (заметим, что это был период коллективизации - М. Л.), помогали сельским комсомольцам в организации художественной самодеятельности, активно участвовали в ней сами.
Школу называли кузницей кадров. Сотни выпускников вышли из её стен высококвалифицированными специалистами и трудились в самых различных уголках необъятной советской страны.
Наибольшего расцвета школа достигла в 1930-е годы. Она стала замечательным примером не только для сельских, но и городских школ. Фабрично-заводская школа — десятилетка. Свой первый выпуск она сделала в 1937 г. - среднее образование получили 26 человек. За хорошо поставленную учебно-воспитательную работу в 1939 г. школа была представлена широким планом среди лучших школ на Всесоюзной выставке [6; С. 5]. Это результат большой творческой работы всего школьного коллектива. Были намечены большие планы на будущее, но осуществлению этих планов помешало нападение фашисткой Германии.
В 1937 г. директора школы Г.Е. Крутько сменила Гликерия Степановна Ревенко - талантливый педагог и умелый организатор, которая
за успехи в деле обучения и воспитания детей и за активное участие в общественной жизни в 1937 г. была награждена орденом Ленина [7; С. 56].
С тех пор школа стала известна отлично поставленным учебным процессом, высоким качеством знаний и непревзойденным мастерством преподавателей.
Перед самым началом Великой Отечественной войны школа нуждалась в новых учебных кабинетах. Курское областное управление образования приняло решение о строительстве третьего этажа. Ранним утром 22 июня 1941 г. участники воскресника начали подвозить строительный материал. В это время директор школы Г.С. Ревенко отсутствовала на работе по причине экстренного совещания в Волоконовском РК ВКП(б).
Участники воскресника работали дружно. Никто еще не знал, что через несколько часов все измениться. В самый разгар работы вернулась с совещания Г.С. Ревенко и объявила о том, что началась война.
Прочные знания, высокие нравственные качества, преданность Родине особенно проявились в суровые годы Великой Отечественной войны. Когда враг напал на нашу страну, учителя - мужчины ушли на фронт защищать родную землю. Мужественно сражались с фашистами М.Е. Апошанский, Н.И. Базилевский, Ф.Т. Власов, Б.Х. Пономарчук. В первый год войны вместе с учителями ушли на фронт добровольцами и 84 старшеклассника (из них 65 юношей и 19 девушек) и среди них Н.А Гасенко, З.К. Ковалева [8; С.З].
В годы войны пострадало и здание школы, двор был изрыт траншеями и воронками от взрывов. В тяжёлых условиях начались занятия после освобождения Волоконовки в 1943 г. Учителя и учащиеся под руководством А.Д. Симакина учились и восстанавливали здание.
В 1945 г. в школу возвращались работать учителя-фронтовики. В состав педагогического коллектива пришел и молодой учитель математики Г.Б. Лобанов.
Г.Б. Лобанов (30.10.1914 - 27.02.1989) - «Заслуженный работник народного образования РСФСР», директор школы. Родился в селе Лутовиново Волоконовского района. Окончил Волоконовскую среднюю школу (1932 г.), Воронежский государственный университет (1938 г.). Работал преподавателем математики техникума в г.Воронеж. Участник Великой Отечественной войны, отмечен боевыми наградами. После окончания Великой Отечественной войны работал учителем, завучем в Волоконовской основной школе №1, директором Волоконовской средней школы №1 (1947 - 1974 гг.), последователь и реализатор идей известного педагога А.С. Макаренко [9; Л. 10].
Умер 27 февраля 1989 г., похоронен в п. Волоконовка.
В 1948 г. за активное участие школьной комсомольской организации в жизни школы, школа была удостоена присвоения ей имени 30-летия Ленинского комсомола.
В 1975 г. Волоконовская средняя общеобразовательная школа им. 30-летия Ленинского комсомола была реформирована в начальную, учеников 5-10 классов перевели в новое построенное здание средней школы.
1 сентября 2005 года Волоконовской основной школе №1 присвоено имя бывшего директора Георгия Борисовича Лобанова, на здании школы открыта мемориальная доска. В 2007 г. школа была закрыта [10].
Литература:
- Летопись МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа им. Г.Б. Лобанова.
- Ковалевский Петр Евграфович. Дневники 1918-1922. СПб., 2001.
- Учреждения Бирюченского уезда //Памятная книжка Воронежской губернии на 1915 год. Воронеж, 1915.
- Пархоменко И. Г., Чиченков А. П. Культурная жизнь в Белгородской области. 1917-1996 годы. Историческая хроника. Белгород, 1997.
- Летопись МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа им. Г.Б. Лобанова.
- Летопись МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа им. Г.Б. Лобанова.
- Пархоменко И.Г., Чиченков А.П. Культурная жизнь в Белгородской области. 1917-1996 годы. Историческая хроника. Белгород, 1997.
- Красный Октябрь. Орган Волоконовского РК КПСС и районного Совета народных депутатов, № 15, 1965 г.
- Летопись МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа им. Г.Б. Лобанова.
- Трудовая книжка Лобанова Г.Б.