В заселении и хозяйственном освоении Белгородчины XVI-XVII вв. важную роль иг- рали не только выходцы из центральной части Русского государства, но и черкасы из По- днепровья. В это время территория Белгородчины являлась южной окраиной Московского государства. Освоение и заселение этих земель происходило в результате вольной, прави- тельственной, частично монастырской и позднее помещичьей колонизаций.

Свидетельства о проживании казаков по верховьям Северского Донца и его притокам Корень, Короча, Нежеголь появляются уже с середины XVI в.: в документе 1570 г. за два с лишним десятилетия до основания г. Оскола появляется термин «оскольский казак».

Со второй половины XVI в. русское правительство уже пыталось использовать воль- ных казаков как боевую силу в борьбе против Крымского ханства. В это время здесь уста- навливается регулярная.

 Важным событием, ускорившим заселение южных окраин России, было сооружение в 1635-1658 гг. Белгородской оборонительной черты, протянувшейся на 800 км. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западнее Белгорода – Болховец, Карпов, Хотмыжск; вос- точнее Белгорода - Нежегольск, Короча, Яблонов, Царев- Алексеев (Новый Оскол) и др. Некоторые из этих городов сохранили статус города до настоящего времени, но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения (Хотмыжск, Яблонов). В числе людей, строивших и несших службу на Белгородской оборонительной черте, были служилые казаки.

В XVI-XVII вв. служилые казаки – это лица, несшие военную службу в по- граничных городах, станицах, на укрепленных линиях. Служилые казаки - городовые (полковые), станичные (сторожевые) получали жалованье и землю на условиях поместного владения. В социальном и военном отношении они были близ- ки к стрельцам, пушкарям и другим категориям русского войска. В этот период жизнь и деятельность служилых казаков южной окраины России была связана с Полем. Казаки могли поступить на службу, сохраняя свое наименование; при этом служба их, полностью или частично осуществлялась на Поле. Казаки несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами «дикое поле» и посменно – по трое суток – дежурили в земляных городках между крепостями.

С построением города одновременно возникали пригородные слободы, села и деревни. Они заселялись служилыми людьми из различных районов Русского государства. Служилыми людьми из г. Хотмыжска, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари были основаны слободы на Ворскле – Стрелец- кая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. В г. Новый Оскол в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. Болховец заселен в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В 1651 г. количество казаков в городах и уездах на Белгородской черте составляло: Хотмыжск – 291; Карпов – 208; Белгород – 179; Короча – 140; Яблонов – 281; Царев- Алексеев – 481 и т.д.2 1 Нередко в исторической литературе употребляется термин «поле» или «дикое поле» для обозначение всей южной степной окраины России. Под «диким полем» в документах XVI – XVII понималась просто нераспаханная целина, причем участки «дикого поля» могли находиться даже среди хорошо освоенных земель в любом районе России. Донской и украинский казаки Донской казак.

Со второй половины XVI-XVII вв. особенно усиливается приток украинских пересе- ленцев. Переселение украинцев стимулировалось определенными льготами, предоставляе- мыми царским правительством, за которые они должны были нести службу. Черкасов (так называли украинцев в официальных документах XVI-XVII вв.) освобождали от податей, им давали право вольной заимки земель и основания новых слобод, свободного винокурения, беспошлинных занятий торговлей и промыслами. Так, в царской грамоте 1669 года говорится: «Всякими промыслы промышлять и всякими товарами торговать беспошлинно, також мельницами и рыбными ловли и всякими угодьи владеть, шинки держать и вино курить и шинковать безоброчно и с тех промыслов полковую службу служить им без жалования».

В период освободительной войны во главе с Б. Хмельницким происходит интенсивное заселение Слободской Украины. В XVI-XVII вв. Слободской Украиной называли земли к югу от Белгородской черты. Слободская Украина получила свое название от «слобод» - многочисленных поселений, возникших здесь в середине XVII в., население их было не закрепощено, имело определенные льготы, т.е. было «слободно». В 1652 г. большая группа переселенцев во главе с Иваном Дзиньковским в результате польского нашествия была вынуждена проситься «на вечную службу» Русского государства. В Разрядном приказе изначально планировали поселить эту группу черкас на р. Битюге, однако началось строительство г. Острогожска в месте при впадении в Тихую Сосну речки Острогощи и украинцы остались на черте. Таким образом «в новом Черкасском городе» обосновались 1003 украинских переселенца с семьями. Этот казачий полк получил название по имени заложенного города Остро- Новооскольский участок Белгородской черты Черкас Казацкий городок XVII в. 6 гожска, в котором казаки и были поселены. К югу от территории Острогожского слободского полка находились земли донских казаков. К началу XVIII в. они расселились по ближайшим к Дону рекам, основали свои городки по Айдару, Деркулу, Евсугу и многим другим рекам. Одним из таких городков были Ровеньки.

Всего в 60-е гг. XVII в. были сформированы четыре слободских казачьих полка – Острогожский, Ахтырский, Сумской и Харьковский, позднее из Харьковского вы- делился Изюмский полк. Часть территорий нынешней Белгородской области входила в состав Слободских полков. Полки являлись военно-административными округами с де- лением на сотни, представляли собой нечто вроде волостей. Слободские полки подчи- нялись белгородскому воеводе, с 1668 г. они были включены в состав Белгородского полка, в ведении которого были 38 южных городов, в том числе все города по Белго- родской черте. Все эти полки вошли в состав Белгородского разряда, крупного военно-административного округа на юге России, существовавшего до начала XVIII в.

Кроме несения обязательной службы по охране южных рубежей Российского государства, служилые люди занимались земледелием и скотоводством. Существенную часть хозяйственной жизни казаков составляла рыбная ловля. Большие доходы приносили винокуренные заводы. Распространение во многих украинских слободах винодельного промысла было обусловлено особой привилегией безпошлинного винокурения, предоставленной с конца XVII в. украинским переселенцам. Занимались казаки и различными ремёслами, прежде всего, кожевенным делом, были среди них плотники, столяры, бондари, кузнецы, портные и сапожники.

В середине XVII в. по России прокатилась волна крестьянских восстаний, которая затронула и территорию Белгородчины. Начиная с 1675 года, правительство требовало возвращения беглых крестьян, а в 1682 году впервые объявило о запрете принимать в верховых казачьих городках свободных и помещичьих людей. Для сыска беглых крестьян был снаряжен карательный отряд под руководством полковника Ю. Долгорукова, что вызвало недо- вольство, как среди казаков, так и среди беглых крестьян. Отряд этот был уничтожен, а сам полковник убит. Вспыхнуло стихийное восстание под предводительством Бахмутского атамана Кондратия Афанасьевича Булавина. Восстание охватило весь Дон, поддержали булавинцев и жители территории нынешней Белгородчины. Один из очагов борьбы казаков сложился на Айдаре. Во главе айдарских повстанцев стоял сподвижник Булавина Никита Голый. После подавления булавинского восстания по указу Петра I, все городки, поддержавшие Булавина, были разорены и сожжены. В дальнейшем земли по Айдару, где были поселения Закотненской, Осиновой и Ровенской станиц, были пожалованы указом Петра I от 15 мая 1709 г., по ходатайству полковника И. Тевяшова Острогожскому слободскому казачьему полку.

В состав слободских полков входили также другие территории Белгородчины. В 1670- х гг. свободные земли в бассейне р. Ворсклы при устье р. Грайворонки отошли в вотчину митрополита Белгородского и Обоянского. Эта местность по призыву митрополита в течение трех лет была заселена украинцами, которые основали слободу Грайвороны (позднее уездный город Грайворон). В начале XVIII в. многие украинские переселенцы по р. Ворскле: Борисовка, Стригуны, Красный Куток, Ивановская Лисица, Дементьевка и др. стали владения- ми графа Шереметева.

В 1765 г. слободские украинские полки были реорганизованы в Слободско- Украинскую губернию с центром в г. Харькове. С ликвидацией казачьих полков казацкая верхушка получила дворянские звания, за ними были навечно закреплены земельные поме- стья вместе с крестьянами. Рядовых казаков стали называть государственными войсковыми обывателями, их лишили привилегий, сравняв в правах с государственными крестьянами. Острогожский и Изюмский полки были включены в состав Азовской губернии. Основная площадь Курских и Белгородских земель, Сумской, Ахтырский и Харьковский полки в 1708 г. были включены в Киевскую губернию. В 1727-1732 гг. значительная часть земель этой губернии с 33 городами отошла к Белгородской губернии.

В конце XVII - XVIII вв. с продвижением границ России дальше к Черному морю, Белгородская оборонительная черта по- степенно утрачивает свое стратегическое значение. Ее служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, частично бежали на Дон, однако значительная часть бывших защитников Белгородской черты осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть го- сударственные крестьяне – и стали коренным населением нынешней Белгородчины.

В различные периоды истории потомки служилого казачества вставали на за- И.А. Шептун – боец 1-й Конной Армии 8 щиту Отечества, принимали участие в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне, Первой мировой войне. В ходе гражданской войны отдельные трудовые массы казачества перешли на сторону советской власти. Вступив в советские кавалерийские части и соединения казачество вписало героические страницы в историю страны. Самоотверженно сражались казачьи части под командованием С.М. Буденного. В декабре 1919 г. в с. Великомихайловка Новооскольского района была создана 1-ая Конная Армия, в составе которой сражались и уроженцы Белгородчины: А.А. Кущев, уроженец Старооскольского района, И.А. Шептун, уроженец Борисовского района, А.Н. Ярошов, уроженец сл. Малакеево (ныне Вейделевского района) и другие.

Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. были сформированы казачьи ка- валерийские дивизии, а в ходе Великой Отечественной войны (декабрь 1941 г.) и казачьи кавалерийские корпуса, которые мужественно сражались. Уроженцы Белгородчины также пополняли кавалерийские части. Среди них жители Красненского района Белгородской области М.Л. Бугаков (9-й гвардейский кавалерийский полк), Ф.С. Бугаков (3-й гвардейский кавалерийский корпус).

Многовековое движение переселенцев с Украины и России отразилось на этнокультурных традициях жителей Белгородской области. В районах смешанного и черезполосного расселения русских и украинцев происходило сближение культур. Особенно это заметно в устройстве дома, компонентах одежды, обычаях, песнях и танцах населения Белгородчины.

Внешний вид и внутренний план домов были сходны с хатами Восточной Украины. Строили низкие срубные дома с глинобитным полом под соломенной четырехскатной крышей, стены обмазывали глиной и белили.

Также казачьи мотивы можно проследить и в одежде населения. В селах, которые бы- ли основаны казаками, традиционным считался женский костюм – «парочка», состоящий из юбки и кофты.

Память о казаках сохранилась и на карте Белгородской области. Более десятка природных объектов и населенных пунктов содержат в своем названии слова «казак», «казачий», «атаманский». Особенно много таких названий вдоль реки Оскол.

В настоящее время происходит возрождение казачьих культурных традиций. Возникли казачьи организации на территории Белгородской области: в г. Старый Оскол, г. Губкин, п. Борисовка. В декабре 2005 г. в г. Белгород состоялся 1-й областной Круг казаков Белгородской области, на котором белгородское казачество объединилось в общественную организацию «Станица». Через год состоялся второй областной Круг. В настоящее время в состав Белгородской общественной организации «Станица», кроме белгородского входят отделения в г. Старый Оскол, г. Губкин, с. Ливенки Красногвардейского района, пос. Чернянка, Валуйки, есть представители в п. Прохоровка и п. Борисовка. Белгородская общественная организация Малороссия Костюм «парочка» «Станица» является подразделением войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». В качестве духовного покровителя казаков архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн благословил настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в г. Белгород отца Александра – потомственного казака. В июне 2008 г. атаман Московского казачьего округа Юрий Рыжов вручил владыке Иоанну высшую награду – орден «За заслуги перед казачеством».

Одним из важнейших направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. В районах Белгородской области эту задачу реализуют профессиональные музыкальные коллективы. В Ровеньском районе Белгородской области создан целый ряд фольклорных коллективов, репертуар которых включает традиционные песни и танцы казаков: ансамбль Россиянка» в с. Нагольное; ансамбль «Дубравушка» Димитровского ДК в п. Ровеньки; ансамбль «Славяне» в с. Н.Александровка; ансамбль «Чара» Ровеньского РДК. В Вейделевском районе народный вокальный ансамбль районного ДК «Журавушка» исполняет казачьи песни, которые включены в экспедиционную тетрадь «Традиционная культура Вейделевского района». В Ракитянском районе действует народный фольклорный ансамбль «Ладо» Ракитянского РКМЦ, а также фольклорный ансамбль «Посиделки» с. Введенская Готня и другие.

Таким образом, с давних времен казачество на территории региона являло собой мощную силу для борьбы с внешними врагами, это был своего рода фор- пост на рубежах нашей Родины. По истечении времени казаки создали самобытную культуру, накопили много интересных обычаев и традиций, которых придерживаются по настоящее время. Сегодня возрождение казачества, без- условно, благоприятно скажется на многих аспектах жизни Белгородчины, будет способствовать развитию патриотизма, нравственности и воспитания белгородской молодежи. сторожевая служба.

Сайт использует cookie-файлы, переданные Вашим браузером, для успешного функционирования. Продолжая использовать сайт музея, Вы даете согласие на обработку cookie-файлов. Подробнее Ok